История одного крушения

5 апреля 2016 г.

Странным образом прошлое проявляет себя в настоящем. Не желая навязываться, оно посылает короткий одиночный сигнал, но стоит на него отозваться, как обнаруживаешь себя в гуще самых драматических событий.

Не так давно мы встречали в Петрозаводске наших шведских коллег, Ларса и Ольгу, приехавших с острова Готланд, где расположен центральный офис их организации.

- Петрозаводск, между прочим, возник благодаря войне со шведами. Именно здесь мы отливали чугунные пушки, - завела я свой традиционный рассказ для приезжих гостей.

- Как интересно, - отозвалась Ольга, - как раз недавно я была на небольшом островке Готска Санден, недалеко от Готланда. И там, на песчаном берегу, тоже лежат старинные чугунные пушки!

Стоит ли уточнять, что мы тут же подключили в наших телефонах вай-фай и уже через полминуты вывели на экраны вот эти изображения:

 

 

 

 

 

 

 

Клеймо Александровского завода говорит само за себя. Но как же пушки из Петрозаводска оказались на небольшом клочке земли длиной 9, а шириной всего 6 километров?

Совместными усилиями провели с Ольгой небольшое исследование, которое открыло нам поистине драматическую картину крушения русского клипера Всадник у острова Готска Санден в ночь с 12 на 13 августа 1864 года.

Винтовой клипер «Всадник» был практически новым судном. Его заложили на Бьернеборгской верфи в Финляндии в 1859 году, и в начале 1860-х годов он был спущен на воду. Тогда же на корабль были установлены гладкоствольные пушки производства Александровского завода под началом Николая Федоровича Бутенева, который управлял заводом с 1843 по 1859 годы. Как сообщил мне наш историк-краевед Николай Петрович Кутьков, такие пушки (т.н. бомбическое 3-пудовое орудие) выпускались в Петрозаводске с 1848 года и особенно хорошо зарекомендовали себя во время Крымской войны и обороны Севастополя. 

О том, как сложилось первое плавание «Всадника» нам поведала Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота (Санкт-Петербург, 1874):

«11 августа в 8 часов утра лодка «Соболь», на которой находился начальник эскадры броненосных судов, Свиты Его Величества контр-адмирал Лихачев, лодка «Горностай» и клипер «Всадник» по сигналу лодки «Соболь» снялись с якоря с ревельского рейда и направились в море для испытания их морских качеств.»

Лодке «Горностай», тем не менее, пришлось остаться в порту Ревеля из-за неполадок в машинном отделении, поэтому из Финского залива в Балтику вышли только «Соболь» и «Всадник».

Подробное донесение о последующих событиях нам оставил в своем рапорте командир «Всадника», капитан-лейтенант Бирилев.

«Быстро свежевший ветер и быстро падавший анероид (прибор для измерения давления) понудили меня сделать неотлагательные приготовления к штормовой погоде… Убравшись с парусами, приступил к положению добавочных креплений на орудия, ростры и другие предметы».

Время близилось к вечеру, быстро темнело, волнение усиливалось, а ведущая лодка «Соболь» периодически пропадала в тумане, увеличивая разрыв с «Всадником». Капитан Бирилев надеялся, что в случае необходимости, ведущая лодка уберет паруса, чтобы идти под парами: «… постоянно наблюдал за лодкою в этом отношении, но до наступления темноты дыма не видел, хотя и различал паруса».

Когда стемнело, капитан принял решение спускать винт, однако выяснилось, что шторм уже отнес клипер слишком близко к берегу: «Увидев невозможность пройти мыс, приказал бросить сначала правый якорь, а потом левый, но они оба задели за подушки и не отдались. … последовали страшные удары всем корпусом на грунт и наклонение на обе стороны. … приступили немедля к срубке мачты и выкачиванию из трюма воды, которая прибывала значительно». 

Были выпущены сигнальные огни, чтобы предупредить лодку «Соболь» о бедствии, однако, как выяснилось позднее, на лодке посчитали, что огни были выпущены по ошибке.

К этому времени сильное волнение, крены и удары о грунт привели к гибели девятерых членов экипажа, которые впоследствии так и не были найдены.

Шторм усиливался, терзая клипер сильными ударами волн. Капитан принимает решение построить плот, чтобы установить с берегом связь посредством лееров. Плот был моментально унесен волнами. Тогда с борта клипера была спущена небольшая лодка, «двойка». Она достигла берега, но конец троса был утерян в буре. Спустили вельбот (узкая 4-весельная шлюпка), которому, наконец, удалось доставить на берег конец и протянуть переправу.

Капитан приказал начать эвакуацию команды на капитанском вельботе. В первый рейс под управлением мичмана были отправлены гребцы, доктор, фельдшер и двое больных. Вельбот начал движение по лееру, но застрял, после чего мичман приказал обрезать стропки, удерживавшие вельбот у леера. Налетевший бурун моментально опрокинул вельбот, унеся жизни всех 15 пассажиров.

В конце концов, эвакуацию команды удалось осуществить при помощи работников маяка с острова Готска Санден – выйдя на берег, они приподняли леер, что позволило начать эвакуацию с корабля посредством беседки. «Начальник маяка нашел оставление людей на клипере невозможным по причине бывающих здесь внезапных штормов такой силы, при которой разрушение самого клипера неизбежно. К подкреплению своих доводов он приводил свою опытность, основанную на 15-летней службе на маяке, причем ему приходилось присутствовать при крушении не менее 20-ти судов».

В последующие дни капитану удалось связаться с русским консулом в г. Висбю на Готланде и организовать вывоз с Готска Санден основной части судовой команды – 132 человека. Оставшиеся на Готска Санден офицеры и матросы дождались прибытия эскадры в составе фрегата, двух клиперов и частного парохода, которые совместными усилиями вытащили «Всадник» с мели. Корабль на буксире был отправлен в Санкт-Петербург, где был отремонтирован и вновь введен в строй в следующем году.

Клипер «Всадник» на Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Офицеры «Всадника», 1870-е годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впоследствии «Всадник» много путешествовал по Дальнему Востоку, команда вела морскую опись берегов, измеряла температуру воды и воздуха, скорость течений, фиксировала распространение льдов, характер и высоту приливов, составляла береговые карты. После возвращения на Балтику «Всадник» 22 августа 1880 года был сдан к Кронштадтскому порту, а 7 ноября 1881 года исключен из списков судов флота и продан на слом.

Расследование крушения «Всадника» у берегов Готска Санден пришло к выводу, что главной причиной несчастья оказалась неверная прокладка курса по карте путевого счисления. Ответственность за крушение была возложена на капитана Бирилева, штурманских офицеров «Всадника» и контр-адмирала Лихачева. Комиссия, однако, приняла во внимание все обстоятельства произошедшего, включая факт, что команда «Всадника» была вновь набранной и впервые вышла в море, а также несомненные боевые заслуги капитана на Северном Кавказе.

Вот цитата из заключения следственной комиссии: «Его Величество полагал бы справедливым: обстоятельства, собственно о постановке клипера «Всадник» на мель, оставить для всех выше упомянутых лиц без дальнейших последствий, а убытки, какие произошли от сего случая, по окончательном приведении их в известность, принять на счет казны». За гибель вверенных ему офицеров и матросов капитан Бирилев получил выговор.

Русское кладбище на Готска Санден существует и по сей день. Тела погибших, которые удалось разыскать после шторма, были преданы земле на высоком берегу у места катастрофы. Почти полтора века за могилами русских моряков ухаживали только смотрители маяков острова. Готска Санден находится в особо охраняемой природной зоне Балтики, поэтому доступ на него был крайне ограничен.

В 2005 году усилиями Посольства России в Швеции, а также при содействии Местного исторического общества Готска Санден, были восстановлены имена погибших, изготовлены и закреплены памятные таблички на русском и шведском языках.

Настоятель Сергиевского прихода в Стокгольме совершил панихиду на могиле моряков. «Воскресший Христос, да упокоит ныне поминаемых в Своих Небесных обителях, да подаст им прощение грехов, да сотворит им вечную память».

Члены Местного исторического общества за работой по восстановлению кладбища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из изготовленных в Петрозаводске пушек установлена перед маяком Готска Санден.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот такую грустную историю поведали нам пушки Александровского завода, по сей день охраняющие покой погибших русских моряков на затерянном острове в центре Балтийского моря.

Вера Мешко

Шведско-Карельский Информационный бизнес-центр

Карельский Фонд «Шведско-Карельский информационный бизнес-центр»

185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 5, офис 113

Телефон

+7 (8142) 76-92-57

Факс +7 (8142) 76-92-57

Эл. почта skbic@karelia.ru

Погода в Петрозаводске 2°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru
Курс валют ЦБ РФ на 17.11.2017
1 €
70,70
1 $
59,99